Skip to main content

Теория: 05 Два корня \(\displaystyle |x^2-a^2|=|x+a| \cdot \sqrt {2x+2}\)

Задание

Найдите все значения \(\displaystyle a {\small ,}\) при каждом из которых уравнение

\(\displaystyle |x^2-a^2|=|x+a| \cdot \sqrt {2x+2}\)

имеет ровно два различных корня.

Решение

Рассмотрим исходное уравнение:

\(\displaystyle |x^2-a^2|=|x+a| \cdot \sqrt {2x+2}\)

Область определения уравнения:

\(\displaystyle 2x+2\geqslant 0\)
или
\(\displaystyle x\geqslant -1{\small .}\)

Перенесём все слагаемые влево и воспользуемся формулой разности квадратов.

\(\displaystyle |x^2-a^2|-|x+a| \cdot \sqrt {2x+2}=0{\small ,}\)

\(\displaystyle |(x-a)(x+a)|-|x+a| \cdot \sqrt {2x+2}=0{\small .}\)

По формуле 

Правило

Модуль произведения

Для любых чисел \(\displaystyle a, b\) верно

\(\displaystyle |a \cdot b|=|a| \cdot |b|{\small .}\)

получаем: 

\(\displaystyle |x-a| \cdot |x+a|-|x+a| \cdot \sqrt {2x+2}=0{\small .}\)

Вынесем общий множитель \(\displaystyle |x+a|\) за скобки и получим уравнение:

\(\displaystyle |x+a| \cdot \left (|x-a|-\sqrt {2x+2} \right) =0{\small .}\)

Значит, 

\(\displaystyle |x+a| =0\) или \(\displaystyle |x-a|-\sqrt {2x+2} =0{\small .}\)

План действий:

  1. Исследуем каждое уравнение на  возможное количество корней, являющихся корнями исходного уравнения.
  2. Найдём, при каких значениях \(\displaystyle a\) количество различных корней исходного уравнения равно двум.

Шаг 1. Исследуем каждое уравнение на  возможное количество корней, являющихся корнями исходного уравнения.

Уравнение \(\displaystyle \left|x+a\right| =0\)
при \(\displaystyle a \leqslant 1\) дает один корень\(\displaystyle x=-a{\small ;}\)
при \(\displaystyle a >1\) корней не дает.

Уравнение \(\displaystyle \left|x-a\right|-\sqrt {2x+2} =0{\small :}\)

при \(\displaystyle a> -\frac {3}{2}\) дает два различных корня; 

при \(\displaystyle a= -\frac {3}{2}\) дает один корень; 

при \(\displaystyle a<- \frac {3}{2}\) корней не дает.

Шаг 2. Найдём, при каких значениях \(\displaystyle a\) количество различных корней исходного уравнения равно двум.

Рассмотрим каждый из трех случаев отдельно:

Случай 1: Получаем систему:

\(\displaystyle \begin{cases}&\kern{-1em}a>1{\small ,}\\[10px]&\kern{-1em}a> -\dfrac {3}{2}{\small ,}\end{cases}\)

откуда  \(\displaystyle \color{red}{a> 1}{\small .}\)

 

Для рассмотрения двух оставшихся случаев найдём, при каких значениях \(\displaystyle a\) корни уравнений \(\displaystyle 1\) и \(\displaystyle 2\) совпадают. 

Уравнения \(\displaystyle 1\) и \(\displaystyle 2\) имеют общий корень при \(\displaystyle a=-1\) и \(\displaystyle a=\frac{1}{2}{\small .}\) 

Случай 2: Получаем систему:

\(\displaystyle \begin{cases}&\kern{-1em} a\leqslant 1{\small ,}\\[5px]&\kern{-1em}a> -\dfrac {3}{2}{\small ,} \\[5px]&\kern{-1em}a=-1 \,\,\text{\scriptsize{или}}\,\, a =\dfrac{1}{2}{\small ,}\\\end{cases}\)

решением которой являются  \(\displaystyle \color{red}{a=-1}\) и \(\displaystyle \color{red}{a=\frac{1}{2}}{\small .}\)

Случай 3: 

\(\displaystyle \begin{cases}&\kern{-1em} a\leqslant 1{\small ,}\\[5px]&\kern{-1em}a= -\dfrac {3}{2}{\small ,} \\[5px]&\kern{-1em}a\,\cancel=-1 {\small ,} \\[5px]&\kern{-1em}a\,\cancel =\,\dfrac{1}{2}{\small .}\\\end{cases}\)

Решением данной системы является \(\displaystyle \color{red}{a=-\frac{3}{2}}{\small .}\)

 

Объединяя решения, полученные при рассмотрении трёх случаев, получаем, что исходное уравнение имеет ровно два различных корня при \(\displaystyle a> 1{\small ,}\) \(\displaystyle a= -1{\small ,} \)\(\displaystyle a= \frac {1}{2}\) и \(\displaystyle a=-\frac {3}{2}{\small .}\)

Ответ: \(\displaystyle a= -\frac {3}{2}{\small ,} \) \(\displaystyle a= -1{\small ,}\) \(\displaystyle a= \frac {1}{2}{\small ,}\) \(\displaystyle a> 1{\small .}\)

Замечание / комментарий

Заметим, что можно было сразу возвести исходное уравнение в квадрат и избавиться одновременно от модулей и корня:

\(\displaystyle \left ( |x^2-a^2|\right)^2=\left (|x+a| \cdot \sqrt {2x+2}\right)^2{\small , }\)

\(\displaystyle \left ( x^2-a^2\right)^2=(x+a)^2 \cdot \left (\sqrt {2x+2}\right)^2{\small , }\)

\(\displaystyle ( x-a)^2 \cdot ( x+a)^2-(x+a)^2 \cdot (2x+2)=0{\small , }\)

\(\displaystyle ( x+a)^2 \left( (x-a)^2 -2x-2)\right)=0{\small ,}\)

а затем решить два полученных уравнения:

\(\displaystyle ( x+a)^2=0\)  или \(\displaystyle (x-a)^2 -2x-2=0{\small .}\)

Корень первого уравнения легко проверить на принадлежность области определения исходного уравнения. 

При решении второго уравнения необходимо отметить, что \(\displaystyle 2x+2=\left(x-a \right)^2 \geqslant 0 {\small , }\)поэтому \(\displaystyle 2x+2 \geqslant 0{\small .}\) То есть все найденные корни попадут в область определения исходного уравнения и будут его корнями. В противном случае проверка корней на принадлежность области определения исходного уравнения будет весьма трудоёмкой.